База данных

Дата обновления БД:

14.11.2019

Добавлено/обновлено документов:

46 / 187

Всего документов в БД:

96159

Действует

Именем Республики Молдова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 16 апреля 2015 года №7

О контроле конституционности некоторых положений Закона №325 от 23 декабря 2013 года о тестировании профессиональной неподкупности (Обращение №43a/2014)

Конституционный суд в составе:

Александру Тэнасе, председатель,

Аурел Бэешу,

Игорь Доля,

Тудор Панцыру,

Виктор Попа, судьи,

при участии секретаря заседания Теодора Папука,

принимая во внимание обращение, представленное и зарегистрированное 20 июня 2014 года,

рассмотрев указанное обращение в открытом пленарном заседании, учитывая акты и материалы дела,

проведя совещание при закрытых дверях,

выносит следующее постановление:

Процедурные вопросы

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение, которое представили в Конституционный суд 20 июня 2014 года депутаты Парламента Галина Балмош, Мария Постойко, Артур Решетников и Игорь Время, в соответствии с положениями ст.135 ч.(1) п.а) Конституции, ст.25 п.g) Закона о Конституционном суде и ст.38 ч.(1) п.g) Кодекса конституционной юрисдикции, о контроле конституционности синтагм "Конституционный суд" и "Судебные инстанции всех уровней" из приложения к Закону №325 от 23 декабря 2013 года о тестировании профессиональной неподкупности.

2. 31 июля 2014 года, на основании ст.31 ч.(3) Кодекса конституционной юрисдикции, авторы представили дополнительные аргументы к обращению.

3. Авторы обращения считают, что тестирование профессиональной неподкупности судей и сотрудников судебных инстанций и Конституционного суда сотрудниками подконтрольного исполнительной власти органа (Национального центра по борьбе с коррупцией) нарушает принципы правового государства, разделения государственной власти и независимости правосудия, а также право на справедливое судебное разбирательство и право на уважение частной жизни, закрепленные ст.1 ч.(3), ст.6, ст.28, ст.116 ч.(1) и ч.(6), ст.123 ч.(1) и ст.134 ч.(2) Конституции и ст.6 и ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция).

4. Определением Конституционного суда от 11 сентября 2014 года, без вынесения решения по существу, обращение было признано приемлемым.

5. Конституционный суд затребовал по обращению мнение Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы (далее – Европейская комиссия). 15 декабря 2014 года в Конституционный суд поступило заключение amicus curiae Венецианской комиссии (CDL-AD(2014)039), принятое на 101 пленарной сессии (Венеция – 12-13 декабря 2014 года), относительно Закона №325 от 23 декабря 2013 года о тестировании профессиональной неподкупности.

6. В ходе рассмотрения обращения, как до получения заключения Венецианской комиссии, так и впоследствии, Конституционный суд затребовал мнения Президента Республики Молдова, Парламента и Правительства.

7. Авторы обращения не присутствовали на открытом пленарном заседании Конституционного суда. Парламент был представлен начальником общего юридического управления Секретариата Парламента Ионом Крянгэ. Правительство было представлено заместителем директора Национального центра по борьбе с коррупцией – Кристиной Цэрнэ и государственным служащим Министерства юстиции – Натальей Рошка.

Фактические обстоятельства

8. Закон №325 о тестировании профессиональной неподкупности был принят Парламентом Республики Молдова 23 декабря 2013 года.

9. Согласно ст.2 данный закон имеет следующие цели:

a) обеспечение профессиональной неподкупности, предупреждение и борьба с коррупцией в публичных органах;

b) проверка порядка соблюдения публичными должностными лицами служебных обязанностей и полномочий, а также правил поведения;

c) выявление, оценка и устранение уязвимости и рисков, побуждающих или способствующих совершению актов коррупции, актов, смежных с коррупцией, или фактов коррупционного поведения;

d) недопущение ненадлежащего влияния в связи с выполнением служебных обязанностей или функций публичных должностных лиц.

10. В соответствии с положениями ст.4 закона тест на профессиональную неподкупность заключается в создании и применении тестировщиком мнимых, имитированных ситуаций, подобных возникающим в служебной деятельности, осуществляемых посредством скрытых операций и обусловленных деятельностью и поведением тестируемого публичного должностного лица, в целях пассивного наблюдения, определения реакции и поведения тестируемого публичного должностного лица.

11. Закон был разработан в рамках реализации Стратегии реформирования сферы правосудия на 2011-2016 годы и вначале имел отношение только к представителям сферы правосудия.

12. В принятой редакции закон расширил сферу применения теста на профессиональную неподкупность. Как указывается в информационной справке, закон распространяется на "органы, учреждения и организации, осуществляющие публичную деятельность (публичные органы), сотрудники которых (публичные должностные лица) в исполнение профессиональных обязанностей подвержены риску коррупции или являются уязвимыми."

13. Согласно ст.5 закона тесты на профессиональную неподкупность применяются к публичным должностным лицам, работающим в публичных органах, перечисленных в приложении, включая Конституционный суд и судебные инстанции всех уровней. Закон не распространяется на Президента Республики Молдова, премьер-министра и депутатов. В этом смысле в приложении к закону указаны только Секретариат Парламента, Аппарат Президента Республики Молдова и Государственная канцелярия.

14. Тесты на профессиональную неподкупность проводятся сотрудниками Национального центра по борьбе с коррупцией и Службой информации и безопасности – в отношении сотрудников Национального центра и собственных сотрудников.

15. До принятия Закона о тестировании профессиональной неподкупности этот механизм применялся только к сотрудникам полиции. Так, согласно ст.40 Закона №320 от 27 декабря 2012 года о деятельности полиции и статусе полицейского, тестирование профессиональной неподкупности полицейских осуществляется подчиненным Министерству внутренних дел специализированным подразделением, работники которого, в свою очередь, тестируются Национальным центром по борьбе с коррупцией.

16. Закон №325 о тестировании профессиональной неподкупности вступил в силу 14 февраля 2014 года. Тестирование профессиональной неподкупности применяется начиная с 14 августа 2014 года.

Применимое законодательство

А. Национальное законодательство

17. Применимые положения Конституции (М.О., 1994 г., №1):

Статья 1. Государство Республика Молдова

"[…] (3) Республика Молдова – демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются.

Статья 4. Права и свободы человека

"(1) Конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, пактами и другими договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) При наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами приоритет имеют международные нормы."

Статья 6. Разделение и взаимодействие властей

"В Республике Молдова законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции."

Статья 20. Свободный доступ к правосудию

"(1) Любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов.

(2) Ни один закон не может ограничить доступ к правосудию."

Статья 28. Интимная, семейная и частная жизнь

"Государство уважает и охраняет интимную, семейную и частную жизнь."

Статья 54. Ограничение осуществления прав или свобод

"[…] (2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. […]

(4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы."

Статья 116. Статус судей

"(1) Судьи судебных инстанций независимы, беспристрастны и несменяемы согласно закону.[…]

(6) Привлечение судей к ответственности осуществляется согласно закону."

Статья 123. Полномочия [Высшего совета магистратуры]

"(1) Высший совет магистратуры обеспечивает назначение, перемещение, откомандирование судей, повышение их в должности и применение к ним дисциплинарных мер. […]"

Статья 134. Статус [Конституционного суда]

"[…] (2) Конституционный суд независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. […]"

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 16 апреля 2015 года №7
"О контроле конституционности некоторых положений Закона №325 от 23 декабря 2013 года о тестировании профессиональной неподкупности (Обращение №43a/2014)"

О документе

Номер документа:7
Дата принятия: 16/04/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16/04/2015
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №115-123, 15 мая 2015 года, Ст.11.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу со дня принятия  - с 16 апреля 2015 года